Главная страница
Полезная информация
Контакты
Цены

История закупок государства Российского в лицах

О новых законах и математических подходах

Давненько в нашем проекте «История закупок государства Российского в лицах» не было мужчин, поэтому с удовольствием обращаемся ко временам императора Александра I (1801-1825), который не только победил Наполеона, но и существенно пересмотрел законодательство, в том числе и регламентирующее публичные торги по казенным поставкам и подрядам. Он так преуспел на этом поприще, что в годы его правления было принято около 170 документов по вопросам госзакупок.

Такое впечатляющее обилие нормативов нельзя списывать на любовь императора к бюрократии – система госзакупок действительно расширялась и детализировалась. Просто происходило это не так аврально, как получилось с подзаконными актами к нынешнему Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», которые за несколько месяцев, оставшиеся до вступления закона в силу, принять явно не успевают.

Среди важнейших законов александровской эпохи — «Устав о провианте для продовольствия войск» 1802 года, пришедший на смену екатерининскому «Учреждению о губерниях». Принципиальным новшеством данного документа явилось введение нового инструмента в системе государственных подрядов — «справочной цены», которая являлась отправной точкой в организации торгов, так что все решения принимались, ориентируясь на нее. Сегодня мы называем этот показатель — начальная или максимальная цена контракта. В Уставе подробно описывался механизм сбора информации и порядок исчисления справочной цены. В том же году вышли и «Правила соляной поставки», в которых впервые была приведена статистика и аналитика торгов. Тогда же впервые был проведен расчет экономии казны от организации мероприятий по конкурсному размещению заказов — то есть были созданы все возможности для аргументированной и объективной оценки эффективности госзакупок.

Наряду с Уставом 1802 года был издан Указ 1815 года, где рекомендовалось распределять особо крупные подряды по частям. Возможность разделения крупных заказов не теряет свою актуальность и на сегодняшний день - подобная политика заказчиков в лице государства и муниципалитетов могла бы оказать поддержку субъектам малого предпринимательства. Через три года — в 1818 году — подрядчики получат еще один замечательный документ: «О мерах к отвращению промедлений и платежа поставщикам по заключенными с ними в казенных местах подрядах», который вводит ответственность заказчика за неисполнение принятых обязательств, в частности оплаты подрядов.

Активное строительство, развернувшееся на юге империи в Бессарабской, Новороссийской губерниях и Тавриде, заставило пересмотреть введенный Екатериной II лимит в 10000 руб., свыше которого ответственные учреждения не могли самостоятельно проводить торги. Создание портов (Одессы, Севастополя и других), постройка или перестройка крепостей (Измаил, Очаков, Таганрог), городское строительство на этих землях требовали больших объемов стройматериала, и, прежде всего, леса. Поэтому в течение 1804-1807 гг. комиссионеры Адмиралтейской коллегии, контора Главного Командира Черноморского флота, инженерные команды крепостей и строители казенных зданий получили дозволение превышать, при необходимости, установленную сумму. Позже даже вышло специальное постановление «О почитании контрактов, заключаемых на земские повинности, ненарушимыми, хотя бы они превышали сумму 10000 руб.». А в 1817 г. Одесский строительный комитет получил право заключать контракты до 50000 руб. Во второй половине XIX столетия ограничительная сумма вообще была снята.

Таким образом, мы видим, что значительное расширение территорий Российской империи требовало и серьезного пересмотра внутренней политики, в частности, такой важной ее части, как государственные закупки. Их грамотное построение несло выгоды казне и бесперебойное обеспечение армии и флота. Однако при всем многообразии новых мер и законов – они вводились продуманно и постепенно, чего хотелось бы пожелать и современным законодателям.

*** Продолжение следует...

P.S. Факт подготовлен по материалам:
1. Том XVI «Полное собрание законов Российской Империи» Е. Ю. Гончаров («Конкурсные торги» №8 1998)
2. Настольная книга госзаказчика, Под редакцией директора Института госзакупок РАГС, председателя Ассоциации экспертов по госзакупкам А.А. Храмкина
3. В. В. Мельников «Институциональная трансформация механизма государственных закупок в постсоветской России»

Источник: fogsoft.ru

Главная страница
Конкурсы и аукционы
Бухгалтерские услуги
Регистрация предприятий
Полезная информация
Контакты
Цены









  © 2003-2012 , ООО "Аврора-Гарант"