Главная страница
Полезная информация
Контакты
Цены

История закупок государства Российского в лицах

Поставщики двора

«Я схожу с ума, когда думаю о перспективах России, мы станем самым великим народом, самым великим государством, всё в мире будет делаться с нашаго разрешения», — говорил император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский, последний Император Российской Империи из императорского дома Романовых, а также Полковник, адмирал флота и фельдмаршал британской армии Николай II. О госзакупках во времена его правления (1894-1917) и пойдет речь в двух заключительных фактах проекта «История закупок государства Российского в лицах».

Начало XX века вошло в российскую историю как время невероятного экономического подъема — темп роста промышленного производства превышал 9% в год! Росло и число отечественных предприятий, но, несмотря на развернутую Александром III политику протекционизма, участие в российском госзаказе иностранных компаний оставалось существенным — с 1903 по 1905 год зарубежные компании получили заказов на 306 млн. золотых рублей. Причина такой несознательности по отношению к отечественному производителю была проста — русские изделия по качеству пока проигрывали иностранным. Правда вина за это лежит не столько на производителях, столько на системе передачи казенных заказах недобросовестным контрагентам. Нередко для изготовления готовой продукции приходили низкокачественные комплектующие. Как и сегодня, неудачную поставку можно было вернуть, вот только сроки исполнения заказа не всегда давали возможность для подобных маневров.

Отдельную проблему для развития конкуренции представляли казенные заводы, которые имели ряд льгот. Например, освобождались от промыслового налога, не платили штрафы при простроченных заказах, а также могли себе позволить выпускать на рынок продукцию по убыточным ценам, ведь все убытки компенсировала казна. Так что казенные заводы изначально находились в более выигрышном положении, чем частники и получали преимущества в распределении заказов даже в тех случаях, если запрашивали более высокие цены. Министерская логика в этом случае была проста: раз казенные заводы существуют — значит должны использоваться. Вред, наносимый частной промышленности казенными заводами, в какой-то момент стал так велик, что одна из официальных комиссий, изучавших состояние дел в промышленности России, предложила ликвидировать казенные заводы, передав их в руки предпринимателей. Но подобные проблемы касались большой политики и больших денег. В провинции существующее законодательство по закупкам было действенным и помогало земским и казенным учреждениям выполнять свои функции. Абсолютное большинство заявок поступало на строительство зданий, заготовку дров и решение различных проблем на железных дорогах.

Что же до наших дней, то закон «О контрактной системе» обещает увеличить квоту по госзаказам для малого бизнеса и разрешить приобретать у него любые товары и услуги, что по задумке законодателей должно уравнять его шансы в борьбе за госзаказ. Насколько эффективной окажется эта мера покажет время.

С другой стороны, частный бизнес в начале XX века был крайне заинтересован в партнерстве с казенными структурами, которые, в свою очередь, не всегда отказывали фирмам в возможности посоревноваться за государственное признание. Наиболее известные производители получали звание «поставщиков Двора Его Императорского Величества» – высшая ступень в иерархической лестнице торгов и конкурсов.

Так что в итоге частный бизнес рос, да такими темпами, что их можно сравнить разве что с расцветом предпринимательства на рубеже XX и XXI века. И точно также предприниматели дореволюционной России вызывали недовольство, а порой и ненависть общества. Виной такого отношения, была не сама предпринимательская деятельность, а не сформировавшиеся для нее условия, которые давали благоприятную почву для поиска лазеек в законодательстве.

Такова оборотная сторона слишком быстрых экономических реформ: в российской истории предпринимательство не развивалось поступательно, а появлялось разом, не успев приобрести ни собственного менталитета, ни кодекса чести. Всему этому только предстояло сформироваться и расцветающая экономика страны этому формированию всячески способствовала. Увидеть плоды этого помешала Революция.

Теперь мы вернулись на ту же стадию формирования, так что остается надеяться, что условия, предлагаемые №44-ФЗ и №223-ФЗ, позволят поставщиками и заказчикам достигать договоренностей, которые будут одинаково удобны всем.

*** Продолжение следует...

P.S. Факт подготовлен по материалам:
1. XV том «Свода законов Российской империи»
2. А. Н. Асаул «Развитие предпринимательства в России» журнал «Регион: политика. Экономика, социология», 2002, № 3-4
2. Е. Ю. Гончаров, «История торгов в России», 1998

Источник: fogsoft.ru

Главная страница
Конкурсы и аукционы
Бухгалтерские услуги
Регистрация предприятий
Полезная информация
Контакты
Цены









  © 2003-2012 , ООО "Аврора-Гарант"