Главная страница
Полезная информация
Контакты
Цены

История закупок государства Российского в лицах

«О справедливой конкуренции»

И вновь обратимся к нововведениям государственного заказа при Анне Иоанновне (1730-1740).

В Регламенте Камер-Коллегии от 1732 года (указ № 5789) уже не оговаривалось «возжигание свечи». Напомним, этот способ «выжимания» скидок из поставщиков был введен при Петре I. Тогда зажигалась суточная свеча, и подрядчикам объявлялось, «что ежели из них кто одумается, или вновь явится во время горения той свечи, и брать будет меньше», то уже утвержденный подряд или поставка передадутся ему.

Каковы же были причины отмены этой конкурентной процедуры при Анне Иоанновне? Возможно, процедура была конкурентной только на первый взгляд, и на практике лишь «избранные» подрядчики добирались до горящей суточной свечи. Мало ли, что (или кто) им могло помешать? Вот и стремилась Анна Иоанновна к справедливости. Также причиной отмены могло стать вполне целесообразное (в контексте принятого регламента) предположение, что конкуренция (когда ее СЛИШКОМ много) — вещь излишняя. Косвенно это подтверждается введенными новым Регламентом преференциями местным поставщикам, которые можно найти и в современном «госзакупочном» законодательстве — Федеральном законе №94-ФЗ или законе о контрактной системе. Правда, разница в том, что речь идет о преференциях отечественным товарам и услугам, если они дороже менее чем на 15%. Что вполне закономерно: успехи глобализации привели к тому, что мир стал меньше, соседние регионы не воспринимаются как отдельные государства, да и регионы промышленно дифференцировались: где-то — сельское хозяйства и трактора, а где-то — швейные машины и лен… Это обратная сторона прогресса. Кроме того, речь может идти о введении ответственности поставщика перед местным самоуправлением и народом — понятно, что плохо выполненный подряд будет очевиден и вряд ли представится очередной случай. Лихие люди, которые не выполняли подряд в одном регионе и бежали «подлататься» в другой — отсекались.

В конце 30-х годов было запрещено допускать к торгам лиц без справки из Коммерц-Коллегии — центрального правительственного учреждения, созданного Петром I для покровительства торговли — об отсутствии у них государственных «доимок», долгов по векселям и прочему. До этого времени достаточно было поручительств. Также поставщикам больше не позволялось решать проблемы расчетов с государством путем подряжения на другие работы.

В актах начинает обращаться внимание на качество приобретаемых товаров (выходят специальные инструкции с требованиями к качеству различных наименований закупок). В несвоевременном исполнении условий подряда стали виниться не только поставщики — подобные претензии выдвигались и против казны в лице Камер-Коллегии. Точное выполнение заказа поставщиком требовало от последнего точно такой же выплаты денег в течение двух недель. Была назначена пеня (2% в месяц от суммы подряда), получаемая исполнителем госзаказа при задержке выплаты и взыскиваемая с Камер-Коллегии. Позже процент увеличили до четырех.

В целом же такая тщательная регламентация косвенно свидетельствует, что несмотря на все сложности, дело государственных поставок и подрядов на основе торга шло и процветало. Возникала масса всевозможных вопросов, решение которых вырабатывалось коллегиально, и упразднялись не оправдавшие себя пункты, несущие возможные проблемы или злоупотребления.

*** Продолжение следует...

P.S. Факт подготовлен по материалам:
1. Е. Ю. Гончаров («Конкурсные торги» №8 1998)
2. Том №8 «Полного собрания законов Российской Империи»

Источник: fogsoft.ru

Главная страница
Конкурсы и аукционы
Бухгалтерские услуги
Регистрация предприятий
Полезная информация
Контакты
Цены









  © 2003-2012 , ООО "Аврора-Гарант"